Кулисы
Вертикальные полотна ткани, которые обрамляют сцену с двух сторон, называются кулисами. Их основная функция — разделить сцену и закулисье, скрыть те зоны, которые посетители не должны видеть из зрительного зала. В последней области «прячется» технический персонал, а также артисты, ожидающие своего выхода на сцену.
Еще одной задачей кулис является разделение сцены на планы, создание эффекта объема.
Расстояние от антрактного занавеса до первой кулисы называется нулевым планом. От первой кулисы до второй — первый планом. От второй кулисы до третьей — второй план и так далее.
Важное правило для находящихся за кулисами: если он видит зрителя, значит зритель видит его.
Кулисы выступают и элементом декорации наряду с генеральным занавесом.
Впервые кулисы появились в итальянском театре в 17 веке. Тогда использовалось жесткое крепление. Низ крепился к специальным механическим устройствам в полу сцены. В современных театрах этот тип фиксации почти не используется. Кулисы обычно свободно свисают, формируя аккуратные фалды. Возможна фиксация низа, но она статична, то есть движение вперед и назад не осуществляется.
Таким образом, можно выделить мягкие навесные кулисы и жесткие кулисы на рамках.
Нейтральные, имеющие один тон кулисы, называются сукнами. Они используются в том случае, если необходимо создать лаконичную и даже в каком-то плане аскетичную декорацию для определённых постановок. На таком фоне выразительно смотрятся отдельные детали оформления.
Как это не парадоксально, но сцена-коробка вообще может не оформляться кулисами, она носит название бескулисной. В этом случае пространство сцены формируется тремя стенами и сценическим горизонтом. Это позволяет расширить пространство сцены, что также необходимо для определенного рода постановок.
Типы кулис:
- Свободно свисающие.
- Ограниченные деревянной рамкой.
Кулисы — это часть всего комплекса одежды сцены, поэтому подбор материала и расцветки должен производиться с учетом этого аспекта. Весь ансамбль в целом должен смотреться гармонично. От презентабельности его внешнего вида зависит восприятие и самих постановок.
Кулисы обычно свободно свисают, формируя аккуратные фалды. Не исключается и фиксация свободного свисающего низа полотна.
Используемый для изготовления кулис материал должен быть комплементарен основному. Бархат, велюр, блэкаут, шелк или любая другая ткань в обязательном порядке должна обладать свойством огнестойкости.
Ткань для пошива кулис может быть:
- Огнестойкой сама по себе, так как изготавливается из специального синтетического волокна (примером может служить марка Trevira CS).
- Обработана специальной пропиткой или составом.
В результате материал приобретает свойства низкой воспламеняемости и огнестойкости.
Первый тип материла, возможно, обойдётся несколько дороже на первоначальном этапе, но со временем он окупится с лихвой, так как исключаются затраты на периодическую (один раз в год или три года) пропитку одежды сцены специальными составами.