- Главная
- Сценические конструкции
- Одежда сцены
- Генеральные занавесы (подъемно-опускные или антрактно-раздвижные)
Генеральные занавесы (подъемно-опускные или антрактно-раздвижные)
Театральное искусство существует уже давно. Спектакли проходили в Древней Греции и в Древнем Риме. В античном театре сложно было использовать занавес. Из-за архитектурных особенностей театральной сцены занавесу сложно было выполнять свою функцию, но уже там он использовался.
В современном своем виде, как элемент «волшебства», театральный занавес появился только в 16 веке. Его задача – отделить сцену от зрительного зала, закрыть то, что происходит в закулисье.
Основная функция генерального занавеса — обозначение начала и окончания спектакля. Он может быть изготовлен под конкретную постановку или носить универсальный характер.
В первом варианте занавес является частью действа, происходящего на сцене.
Только в 17 веке немцу Фуртенбаху пришло в голову заняться разработкой этого элемента и придумать специальный механизм. Всеобщее признание и распространение получил он только в 18 веке.
Театральный занавес — это неотъемлемый элемент одежды сцены, занимающий одно из центральных мест в зале, создающий неповторимую атмосферу и настроение.
Основные функции:
- эстетическая,
- техническая.
Ткани, используемые для изготовления генерального занавеса
Самым распространенным видом ткани для пошива занавеса явился бархат. Классический вариант – красный или бородой цвет с золотистыми деталями.
Альтернативой бархату выступает плотный шелк. А более бюджетным вариантом будет использование блэкаута.
На сегодняшний день часто можно встретить и синтетические виды тканей, обладающие высокой износостойкостью и простотой в уходе.
Типы механизмов занавесов:
- Антрактно-раздвижной.
Классический механизм складывания двух полотен в складки, начиная с середины к краям сцены. Важно, чтобы механизм работал равномерно и синхронно, без сбоя и посторонних шумов. Это обеспечит первое позитивное впечатлению зрителю. - Подъемно-опускной.
Занавес двигается сверху вниз, собираясь в небольшой валик над потолком. Для того чтобы усилить конструкции используют балку, она надежно держит все полотно. В отличие от предыдущего варианта механизма подъемно-опускной не допускает соприкосновения полотна со сценой, чтобы избежать стука штанкета о площадку. Именно этот механизм появился самым первым, и его прообраз был использован в театрах Древней Греции. Сейчас он используется в музыкальных театрах и способствует созданию торжественной обстановки. - Комбинированный вариант.
Сочетает в себе части первых двух элементов и представляет более сложный тип конструкции. - Складной.
Напоминает подъемно-опускной механизм, но в отличии от него полотно складывается не в валик, а частями, одна за другой. Применятся в тех помещениях, где использование подъемно-отпускного механизма затруднено по техническим причинам. - Австрийский.
Полотно в таком механизме делится на вертикальные драпированные секции с направляющими. Все секции могут подниматься одновременно или поочередно. Более сложный вариант – подъем по определенной траектории, например, повторяющий форму изгиба арки.
Техническое устройство генерального занавеса
Изначально занавес открывался вручную. На смену ручному пришел механический способ подъема занавеса или его движение в разные стороны. Механика позволила усовершенствовать направление движения и включить в него множество элементов. Сами занавесы стали тяжелыми и объемными.
В 19 и 20 веке механизм был усовершенствован и работал на электричестве. А в 21 веке он стал управляться с помощью компьютера. Последний вариант позволяет создать одновременное движение в разных направлениях и осуществлять движение по сложной траектории.